Тест юбилейной «Буханки». 60 — пора на пенсию?

Пенсионный возраст в России повышен. Но и без этой реформы, будь «Буханка» человеком, ей было бы уже пора на покой — в прошлом году ульяновскому микроавтобусу стукнуло 60!

По автомобильным меркам это вообще несколько поколений, но легенда всё ещё на конвейере в своём почти первозданном виде. В честь этого была даже выпущена юбилейная версия, оказавшаяся у нас в руках. Любопытно, как конструкция столь преклонного возраста чувствует себя в современных условиях и нужен ли вообще сегодня такой «работающий пенсионер»?

Изначально это должно быть внедорожное приключение — ну а что ещё делать с «УАЗом»! Но погоды не дали, да и что нового тут можно сказать? Вы ведь и так всё знаете про эту машину и её способности вне асфальта — на ней ездили по деревням, колхозным полям и лесам наши отцы и деды, ездят хозяйственники и охотники и сейчас. Но пока мы катались по сухой весенней Москве в ожидании дождей и грязи в лесах, заметили мощнейший социальный эффект. «Буханка» приковывает к себе сто процентов внимания и массово вызывает улыбки! Концепция теста меняется.

«Юбилейку» отличают двухцветный кузов, белые колёса, единый ключ для ручек дверей и замка зажигания (о да!), новые ручки и раздвижные форточки пассажирского отсека. Из включенных в эту уже не продающуюся комлектацию опций — подогрев сидений и блокировка заднего дифференциала. Мосты тут — более крепкие и проходимые «Спайсер», нежели стандартные «гражданские»

Что-то подобное я испытывал однажды в Германии, когда вёл по автобану классический Mini, а рядом в потоке держался яркий спорткар. Соседи по трафику высовывали из окон большой палец вверх, но адресован он был лишь одному из нас. С «Буханкой» аналогично — её постоянно фотографируют, спрашивают, откуда она такая нарядная, какого года и сколько стоит. Но реакции на цену в 793 тысячи у обывателей — никакой. Много это или мало, когда аналоги на рынке отсутствуют в принципе?

А вот то, что автомобиль современный и с пробегом в считанные тысячи километров — всех удивляло. Архаичность конструкции здесь скрыть невозможно, да не очень-то и пытались. Последнее обновление УАЗ 2206 случилось в 2016 году — добавились сиденья с новой формой, регулировками и подогревом (сделали посадку чуть менее неудобной), поменялась, с позволения сказать, приборная панель, и вроде бы улучшена шумка. Всё это могло быть убедительными нововведениями… лет хотя бы 20 назад.

Издалека двухцветный кузов выглядит нарядно, но вблизи видны неровные боковины, небрежная сварка и проглядывающая повсюду из-под краски ржавчина. На почти новой машине

Удобства? По части климата присутствует печка, ручные стеклоподъёмники, форточки. У водителя есть войлочная столешница меж передних сидений, причём с естественным подогревом от моторного кожуха. Там удобно располагать еду, карты (ведь навигатор — это так пошло) и всякие мелочи. Правда, не помешали бы подстаканники, а также магнитола, а ещё бокс-органайзер, а также… Потенциал для доработок огромный — это как обставлять пустое жильё. Будем считать аскетизм не скупостью производителя, а простором для творчества.

В металлическом подоконнике перед пассажиром сооружён бардачок, куда почти ничего не положишь, а под ним — булькающая в ногах пассажира ёмкость. Это бачок омывайки, который заправляется из салона — для этого надо отстегнуть пару ремней и освободить бак. Приборы — спидометр с контрольными лампами и дисплей. Мотор тут инжекторный (2.7, 112 л.с.), его температура выводится на цифровое табло, и там же находится указатель уровня топлива. Баков по-уазовски два, и для переключения между их индикаторами уровня на панели есть тумблер.

Благодаря гидроусилителю руль легко вращать даже на парковке. С остальными органами управления — от замка форточки до рычагов раздатки — управиться посложнее

Вся фурнитура по-военному груба: салонное зеркало едва фиксируется под нужным углом, а боковые отчаянно вибрируют; форточки сделаны так, что открыть их трудно, а закрыть — ещё труднее. Обивки, обшивки, накладки, зазоры, стыки, крепёж, уплотнители — всё кое-как. Ничего нового, но в 2019 году в автомобиле за почти 800 тысяч — всё равно диковато. Рычаги управления трансмиссией — вообще шедевр жанра welding porn, если вы понимаете, о чём я. Зато руль пластмассовый, мягкий и цепкий, а на передней панели даже есть пластиковая нашлёпка. Обдув — пара воздуховодов на стекло плюс пара в ноги и задняя печка. Дозировать тепло титанически сложно — привод крана тугой и короткоходный, поэтому температура регулируется скачкообразно.

Уверенно водить УАЗ 2206 сможет не каждый. Но езда на «Буханке» — и стресс, и удовольствие одновременно! Нужна постоянная работа всеми руками-ногами и усиленная концентрация. Попасть в передачу, перенести ногу на другую педаль, довыжать сцепление, нащупать нужную передачу — чувствуешь себя кем-то средним между органистом и осьминогом. Это предельно аналоговый автомобиль! Ещё и потому, что он так занимает водителя, что ему и в голову не приходит проверить уведомления в ненаглядном смартфоне до окончания поездки.

Обзорность нормальная — главное проверить пространство перед тем, как сдать назад. Крупные боковые лопухи обеспечивают обзор, но зеркало в салоне совсем «слепое»

Тахометра нет, поэтому переключаться надо на слух и по ощущениям. Переключения вниз требуют иногда перегазовок, а поперечный ход рычага между первой и третьей так велик, что иногда тыкаешься туда, где передачи и нет. А пятая вообще потерялась: заявлено её наличие в характеристиках, да и схема на набалдашнике с пятью ступенями. Но на деле вместо неё в тестовой машине — твёрдая пустота. Управление полным приводом — отдельная область знания. Здесь не удастся просто взять и поехать — для обращения с раздаткой нужен устойчивый навык, которым не обладает ни один незнакомый с «Буханкой» водитель.

Но чтобы получить удовольствие от управления, просто не надо спешить. Перестройте рефлексы и делайте всё размеренно, щедрыми движениями и уверенно. Тогда машина перестанет дёргаться, придёт плавность, а вы обретёте вэн-дзен. При этом шустрить по городу автобусик тоже способен — мотор тяговитый, а коробка довольно «короткая». Правда, для неподготовленного водителя двигатель внезапно рано бьётся в отсечку, поэтому ездить следует в дизельной манере со своевременными переключениями. При некоторой сноровке можно спокойно держаться в левом ряду даже на московских магистралях и никому не мешать.

На парковках буханка занимает места едва ли больше, чем какой-нибудь кроссовер, да и по высоте уверенно проходит в большинство подземок. Жаль, дверь приходится открывать на большой угол, иначе не поставить ногу на ступеньку перед колёсной аркой

Но дистанцию всё равно будут держать — на 100 км/ч этот автомобиль совсем не внушает доверия окружающим. Подруливание не прекращается ни на секунду, иначе автобусик будет рыскать в коридоре шириной во всю полосу. Но даже если ехать медленно и неуверенно, посигналить столь милому ветерану набираются наглости лишь единицы — большинство относятся с пониманием. А когда обнаруживают, что этот динозавр совсем не помеха потоку (разве что тронуться быстро — непросто), то смотрят не только снисходительно, но и с уважением.

И если динамики «Буханке» на удивление хватает, то с комфортом беда. Автомобиль нещадно козлит передней осью даже на безобидных неровностях мегаполиса. Водитель сидит прямо над колёсами, и это гарантирует максимальный подпрыг на всех «лежаках», в то время как задняя ось перекатывается плавно, почти неощутимо. Шумоизоляцию может и доработали, но всё равно можно считать, что она отсутствует. А комфортный климат настроить так же сложно, как смесь в карбюраторе какого-нибудь старого британского родстера.

Уровень эпатажа на улицах Москвы — не меньший чем было с жёлтым Camaro, рекордсменом по количеству внимания зевак за всю историю наших тестов. Например, этот сюжет с фотографирующей девушкой — один из многих подобных (он настоящий, не постановочный)

Но теперь взгляните на «Буханку» иначе. Всё её несовершенство и неудобство оборачиваются яркими и непривычными для современного водителя эмоциями. Это испытание, преодоление, погружение в связь времён. Шанс узнать, какими машины были 60 лет назад. Удивительно, что этот динозавр вообще ещё продаётся, хотя оценить это способен не каждый. На пенсию «Буханка» пока не собирается — пенсионный возраст подняли, вот и уазовский долгожитель не спешит на покой. Положенные 65 ему исполнится только в 2023 году — дотянет ли на конвейере?

Пока он востребован и пока есть работа — почему бы не зарабатывать тем, чем занимаешься уже более полувека. Но нынешние пенсионеры меняются — бабушки вовсю шлют внукам в мессенджеры стикеры и эмодзи, следят за публикациями в «Инстаграме». «Буханка» на закате лет тоже обзаводится свежими навыками — привыкает быть модной, становится прижизненным ретро и пробует служить в маркетинге — например, одна московская контора катает на ней иностранцев в туры в клюквенном стиле.

Само водительское сиденье удобное, но геометрия посадки такая, что никакими креслами её не исправить — педали топчешь сверху вниз. Пассажирские «стулья» тоже вполне неплохи, а в заднем отсеке есть стол

Конечно, брутальный микроавтобус продолжают массово покупать не для этого, но альтернативный взгляд на него напрашивается сам собой, стоит лишь прокатиться по мегаполису. Не зря в Японии есть фэн-клуб ульяновского автомобиля, в котором состоят его владельцы и почитатели, стилизующие под «Буханку» японскую технику. Сегодня это харизматичный и ностальгический внедорожник, приводящий в восторг подрастающее на каршеринге поколение водителей, доступный автомобиль для хобби на природе и интересная заготовка для аскетичного кемпер-вэна или фудтрака. Чем дальше мы уходим в беспилотно-шеринговое будущее, тем больше применений можно придумать этому автопривету из прошлого.

Буханка — это не только трудяга, но и такой русский Bulli. Раньше на «бусах» Volkswagen раскатывали хиппи-голодранцы, а теперь живой Т1 не купить меньше чем за 30 тысяч долларов. Коллекционной, в отличие от знаменитого Volkswagen, «Буханке» не стать. Но, помимо утилитарно-хозяйственных нужд, эта машина годится на роль хобби-кара — стоит лишь обзавестись такой «юбилейкой» или сделать её самостоятельно. Любой мастер по плёнкам с удовольствием оклеит нехитрый кузов в любую ретро-расцветку.

За всё про всё, учитывая необходимые доделки, выйдет значительно меньше миллиона рублей. И это будет не просто стильный автобус, а серьёзная машина для бездорожья — редкий вид. Поэтому к «Буханке» не стоит подходить ни с какими мерилами — она такая, какая есть. Со всеми многочисленными недостатками, уравновешенными уникальным сочетанием качеств. Поэтому и до сих пор на конвейере. Но лёгкой жизни не ждите — владение «Буханкой», как и любым ретро-каром, — это тяжёлый труд и заботы. Даром что она новая и на гарантии — гарантирована тут только нескучная жизнь.

Дмитрий Ласьков
Редактор Авто Mail.ru
Источник:auto.mail.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.